Сеп (приданое):

Начало XX века

Традиционное приданое состояло из килема (ковра, изготовленного из шерсти), шырдака (изделия из войлока), жууркана (стёганого одеяла), жер төшөка, жаздык (подушки), жолонгуч, кошого (занавеса, за которой будет сидеть невеста в доме жениха) и сандыка (сундука, куда складывались все вещи невесты), а также самовара, одежды и деревянной посуды.

Середина XX века

Помимо традиционного набора, в приданое начали включать мебель и кухонную утварь. Соединялись традиции и тенденции нового времени. Некоторые упаковывали приданое в сандык, как и раньше, но были и те, кто упаковывал в более современные чемоданы.

Конец ХХ – начало XXI века

Приданое включает в себя все, на что хватит денег родителей невесты: бытовая техника, домашняя мебель, одежда. Все это укладывается в сундучки разных размеров: например, большой сундук для традиционного набора (шырдак, төшөк, кийиз), сундуки для одежды девушки, куда входит все от носков до меховой шубы, а также сундуки поменьше для косметики. Богатые люди могут в приданое дочери купить квартиру или машину. 

Калым

Калым – это выкуп, который дает жених родителям невесты. Калым считается показателем благосостояния.

В досоветский период калым выплачивался скотом: например, стадо баранов или табун лошадей, и зависел от финансового состояния стороны жениха. Некоторые ограничивались 5-6 головами скота, в то время как баи могли выплатить выкуп с помощью тысячи голов.

В советский период калым, помимо скота, мог выплачиваться еще и деньгами, в зависимости от достатка семьи жениха сумма варьировалась.

В наши дни размер калыма принято измерять в долларах. Средний калым составляет в среднем 500$, в то время как богатые люди могут выплачивать до 1500 $, а также добавлять к выкупу еду, скот и украшения.

Платье невесты

В 10-х годах ХХ века девушки выходили замуж в платьях ярких цветов, обычно под цвет жилета. Также присутствовала многослойность в нарядах.

Середина XX века

Замуж выходили в национальных платьях белого цвета, на голову надевали так называемый уку топу (конусообразный головной убор), надев поверх платья чыптама (жилет изготовленный из вельвета, шерсти, бархата, плюша и расшитый узорами), но могли и ограничиться традиционным белым простого кроя платьем в пол и фатой.

Конец XX – начало XXI

В наши дни свадебные платья могут быть разными, но в Кыргызстане девушки любят выходить замуж в платье с пышной юбкой, красиво расшитом камнями или жемчугом. Также встречается и кружево.

Прическа

Начало ХХ века

Перед тем, как девушку выдавали замуж, устраивался обряд чач оруу: все женщины семьи собирались и переплетали девичьи косы (их было 40) в две косы –  символ того, что она теперь замужем. В процессе обряда невесте желали быть хорошей супругой, счастливой женой и матерью.

Середина ХХ века

Традиции могли и не соблюдаться, девушке необязательно было выходить замуж в двух косичках, делались различные прически.

Как проходило торжество

Начало ХХ века

После того, как невесту забирают из отчего дома, ее везут в дом жениха. На свадьбе устраивались различные обряды и игры. Например, девушку заставляли доить корову, чтобы посмотреть какой она будет хозяйкой, а парень должен показать, как он колет дрова. Резали барана, а мясо раздавали гостям, проводились спортивные состязания. Например, перетягивали толстую веревку (аркан тартуу) и победителям давали различные призы.

Середина ХХ века

18 декабря 1917 года, принято считать днем рождения органов ЗАГС. С этого года, люди, желающие связать себя узами брака, должны зарегистрировать свой брак. Подписывался документ, подтверждающий их союз. Обряд бракосочетания проводился в Дворцах Бракосочетания, либо в органах ЗАГСа. После официальной части, молодожены и их семьи отправлялись праздновать в кафе или рестораны.

Некоторые семьи, чтя традиции, в дополнение к официальной процедуре устраивали свадьбу по всем кыргызским обычаям.

Нынешнее время

В Кыргызстане некоторые семьи берут кредит в банке, чтобы справить свадьбу. Это пышное торжество, на которое приглашают всех родственников, от самых близких до дальних, коллег, одноклассников, соседей. Могут присутствовать до 300 гостей, должны зарезать белую кобылицу, чтобы новая семья была счастлива в будущем. Обязательно должен быть тамада, все действо должно быть записано на камеру, чтобы сохранить на память, нанимают танцоров, певцов и музыкантов. Помимо самого торжества, до него устраивается еще и кыз узатуу. Его делают по-разному, кто-то в кругу близких у себя дома, а кто-то в зале торжеств, приглашая много гостей.

Сережки невесты (Обряд сойко-салуу, когда сторона жениха приходила в дом невесты, чтобы надеть на нее серьги, в знак того, что она теперь обручена)

Мама невесты (Обряд сут акы, сторона жениха выплачивает маме деньги за материнское молоко, сумму равной одной корове или различные золотые украшения)

Өкүл ата, өкүл эне (названные папа и мама новобрачных, они могут помогают финансово и поддерживают новую семью. Обычно ими становились зажиточные люди.

Автор: Анита Жуденова, студент в университете “Ала-Тоо”, факультет “Журналистики”.

Иллюстратор: Дарья Удалова.

Данный материал создан в рамках проекта “Cultural bridge”. Проект “Cultural bridge” реализуется ОО “Youth of Osh” и New York Folklore Society при содействии Посольства США в КР,администрировании World Learning и финансировании Государственного Департамента США.